Технический железнодорожный словарь

  • ОБВАЛ провал, внезапная просадка всей насыпи, откоса ее или выемки. О. откосов происходит при нарушении в них равновесия; О. насыпей — при на

  • ОБГОННЫЙ ПУНКТ один из типов раздельных пунктов на ж. д., устраиваемый на двухпутных линиях исключительно для обгона попутно следующих пое

  • ОБГОННЫЙ ПУТЬ путь обгонного пункта, разъезда или станции, предназначенный для постановки обгоняемого поезда с освобождением главного пу

  • ОБЖИМКА кузнечно-котельный инструмент в виде стального стержня, рабочий конец к-рого с торца имеет полушаровое или конусное углубление дл

  • ОБКАТКА испытание подвижного состава после ремонта. О. применяется как для паровозов, так и для пассаж. вагонов. О. паровозов производится п

  • ОБЛИЦОВКА ОПОР слой кладки массивных опор на открытых (видимых) частях их поверхности. О. о. защищает кладку от разрушения ее морозом, водой,

  • ОБМЕР ГРУЗА определение объема груза для вычисления его веса. Право такого определения предоставляется отправителю; ж. д. обязана определя

  • ОБМУРОВКА кирпичная кладка, изолирующая паровые котлы тепло-силовых установок от окружающего воздуха для уменьшения отдачи тепла во внеш

  • ОБМЫВКА ПАРОВОЗА производится при помощи горячей воды и специальных растворителей в целях удаления оседающей на паровоз грязи, пыли, заст

  • ОБОЧИНА полоса на жел.-дор. полотне между откосом балластного слоя и бровкой земляного полотна. О. служит для временного складывания на пол

  • ОБРАТНЫЕ КРИВЫЕ две смежные кривые пути, обращенные выпуклостью в противоположные стороны. На вновь строящихся ж. д. между О. к. устраиваетс

  • ОБРАТНЫЙ ПРОВОД служит для возвращения электр. тока к своему источнику. На электрифицированных дорогах О. п. являются рельсы жел.-дор. пути.

  • ОБРАТНЫЙ ТОК электр. ток, возвращающийся к своему источнику.

  • ОБРАТНЫЙ УКЛОН подъем или спуск жел.-дор. полотна, направленный в сторону, противоположную направлению уклона смежного участка пути. При пр

  • ОБРЕЗ ФУНДАМЕНТА уступ фундамента у сопряжения его с телом опоры. Устраивается в речных опорах на уровне не выше самого низкого горизонта

  • ОБРЫВНОЕ МЕСТО расположенный на "горбе" или в "яме" участок жел.-дор. пути с короткой разделительной площадкой (менее 1/3—1/2 длины поезда) межд

  • ОБРЫВ ПОЕЗДА разъединение поезда на две или несколько частей вследствие саморасцепки упряжи вагонов, излома или разрушения деталей сцепн

  • ОБСАДНЫЕ ТРУБЫ см. Буровые трубы.

  • ОБТИРОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ волокнистые отходы текстильной промышленности, применяемые для чистки и обтирки паровозов, вагонов, станков и прочи

  • ОБТОЧКА БАНДАЖЕЙ обработка на станке наружных поверхностей бандажей колесной пары для придания им определенных размеров и формы (профиля)

  • ОБХОД участок жел.-дор. пути, расположенный на самостоятельном земляном полотне в стороне от существующей линии. О. сооружается при переуст

  • ОБХОД БАССЕЙНОВ определение натурной съемкой границ водоразделов между отдельными бассейнами водотоков, пересекаемых ж. д. Очертания и пл

  • ОБШИВКА (котлов, цилиндров и других деталей) покрышка из тонких (1—2-мм) стальных листов, надеваемая на котел, паровозные цилиндры и на отдел

  • ОБШИВКА КУЗОВА ВАГОНА сосновые доски шириной 100—125 мм, прикрепляемые к каркасу кузова и образующие стены, потолок и поперечные перегородки

  • ОБЪЕЗДНОЙ ПУТЬ участок жел.-дор. пути, временно устраиваемый на перегоне при больших работах, производимых на главном пути (ремонте искусст

  • ОГНЕВАЯ КОРОБКА внутренняя часть паровозной топки, потолок и стенки к-рой с одной стороны омываются водой, а с другой— пламенем или горячи

  • ОГНЕУПОРЫ вид искусственных камней (кирпичей), изготовляемых из специальных сортов тугоплавких глин, способных выдерживать, не деформируя

  • ОГНИВКА стальная штампованная скоба для разъединения гибкой тяги. На соединяемые концы проволоки или троса напаиваются стальные оцинкова

  • ОГРАЖДЕНИЕ ПОЕЗДА (сигналами) производится при вынужденной остановке его в пути с целью предохранения от наезда на него другого поезда. Ог

  • ОГРАЖДЕНИЕ ПУТЕВЫХ РАБОТ установка переносных сигналов, регулирующих прохождение поездов по месту работ в долях обеспечения безопасност

  • ОГРАНИЧИТЕЛЬ пружинящее металл. кольцо, устанавливаемое между контактным проводом и несущим тросом для предупреждения поджатия провода п

  • ОДЕВАЮЩИЕ СТЕННИ устройства для защиты откосов скалистых выемок в выветривающихся породах или откосов с прослойками из слабого грунта, по

  • ОДЕССКАЯ Ж. Д. состоит из двух подходящих к Одессе магистралей: Вапнярка—Одесса и Бобринская—Одесса, пересекаемых и соединяемых линиями К

  • ОДИНОЧНАЯ ТЯГА движение поезда одним ведущим локомотивом. О. т. — основной способ использования поездных локомотивов на сети ж. д. Двойная

  • ОДНОПУТНАЯ ЛИНИЯ участок ж. д., на к-ром движение поездов производится только по одному пути в обоих направлениях (двустороннее движение). О.

  • ОДНОСТОРОННЕЕ ДВИЖЕНИЕ ПОЕЗДОВ способ движения, при к-ром для каждого направления следования поездов на перегоне выделяется отдельный пу

  • ОКАЛИНА металл. корка, образующаяся на металле в результате окисления его в нагретом состоянии. О. легко отделяется от металла при ударе и о

  • ОКОЛОТОК подразделение путевой дистанции или дистанции сигнализации и связи, вверяемое соответственно дорожному мастеру или электромеха

  • ОКРУЖНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА жел.-дор. линия, опоясывающая в виде кольца большой город и соединяющая друг с другом целый ряд входящих в него маг

  • ОКТЯБРЬСКАЯ Ж. Д. старейшая дорога сети, связывающая Ленинград и Ленинградскую обл. с Москвой. Состоит из основной магистрали Ленинград — М

  • ОЛОВО металл кристаллического строения, серебристо-белого цвета, плотный, мягкий, ковкий; уд. вес 7,31; темп-pa плавления 232°. О. легко прокатыва

  • ОМ единица измерения электр. сопротивления; 1 ом— сопротивление проводника, через к-рый проходит ток в 1 а при напряжении в 1 в. Практически О

  • ОМА ЗАКОН основной закон электротехники, согласно к-рому для всякой замкнутой электр. цепи сила тока в амперах равна электродвижущей силе

  • ОММЕТР прибор для измерения электр. сопротивления (в омах). О. бывают типа вольтметра, мостика Уитстона и с двумя катушками. О. первого типа п

  • ОМСКАЯ Ж. Д. головной участок транссибирской магистрали, где сходятся оба выхода в Сибирь: южный через Челябинск и северный через Свердловс

  • ОПАСНЫЙ ГРУЗ предметы, к-рые в условиях перевозки или хранения могут послужить причиной взрыва, пожара, какого-либо разрушения и порчи подв

  • ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (на жел.-дор. тр-те), составление (на основе годового и квартального планов) месячного плана перевозок, являющегося

  • ОПЕРАТИВНЫЙ УЧЕТ вид учета, применяемого на жел.-дор. тр-те наряду с основным статистическим и балансовым (бухгалтерским) учетом. Назначени

  • ОПОЛЗЕНЬ перемещение вниз по склону сплошной массы грунта без опрокидывания ее. О. — наиболее распространенный тип массовых деформаций, с

  • ОПОЛЗНЕВЫЙ РЕЛЬЕФ строение местности, носящее явные следы происшедших оползней. Такое строение свидетельствует о неустойчивости грунтов

  • ОПОРНАЯ ПЛИТА опорная подушка, стальная, а в старых мостах чугунная четырехугольная толстая отливка в виде плиты, являющаяся составным эле

  • ОПОРНАЯ РАМА (портальная) замкнутый четырехугольник, боковыми сторонами к-рого являются концевые элементы, раскосы или стойки пролетных с

  • ОПОРНЫЕ ЧАСТИ МОСТОВ устройства, устанавливаемые на подферменных площадках опор для передачи последним давлений от пролетного строения.

  • ОПОРЫ ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ 1) столбы или металл. конструкции, служащие для установки крючьев или штырей, на к-рые навинчиваются изоляторы для под

  • ОПОРЫ МОСТОВ МАССИВНЫЕ опоры из бутовой или бетонной кладки. Применяются в массивных железобетонных и металл., реже в деревянных мостах; об

  • ОПОРЫ МОСТОВ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ применяются обычно в качестве быков в высоких виадуках и путепроводах, где эти опоры оказываются в ряде случае

  • ОПОРЫ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ деревянные или металл. решетчатые конструкции, служащие для подвеса проводов контактной цепной подвески между анкерн

  • ОПОРЫ РЯЖЕВЫЕ бревенчатые срубы, обычно со сквозным днищем и внутренними стенками, загруженные камнем. О. р. имеют в плане прямоугольную фо

  • ОПОРЫ СВАЙНЫЕ опоры, в к-рых элементами основания служат сваи. Береговые О. с. (устои) состоят из нескольких поперечных рядов свай; число их з

  • ОПРЕСНЕНИЕ удаление из воды всех растворенных солей и механ. примесей. Аппараты, служащие для О., наз. опреснителями или испарителями. Прост

  • ОПРОБОВАНИЕ ТОРМОЗОВ см. Проба тормозов.

  • ОПТИЧЕСКАЯ ОСЬ (зрительной трубы) линия, соединяющая оптические центры объектива и окуляра. В исправном инструменте О. о. должна совпадать

  • ОПУСКНАЯ КАНАВА канава для опускания и выкатки отдельных колесных пар паровоза, производимых в случае необходимости осмотра и ремонта бук

  • ОПУСКНОЙ КОЛОДЕЦ открытый сверху и снизу ящик, применяемый для устройства глубоких подводных оснований опор мостов. При больших размерах

  • ОРДЖОНИКИДЗЕВСКАЯ Ж. Д. (часть б. Северо-Кавказской ж. д.) СХЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 1940 г. Масштаб 1:2 800 000 звено м

  • ОРЕНБУРГСКАЯ Ж. Д. по преимуществу транзитная, связывает Среднюю Азию и Казахстан с центральными районами и Украиной; состоит из магистрал

  • ОРОГРАФИЯ часть геологии, занимающаяся исследованием, описанием и классификацией форм земной поверхности. Орографическое описание район

  • ОРСА-ФИШЕРА ПРИБОР прибор для анализа уходящих в трубу газов — продуктов сгорания топлива в постоянных котлах и паровозах и для определен

  • ОСАДКА понижение сооружения или части его под действием собственного веса или внешней нагрузки за счет уплотнения или усыхания материала,

  • ОСАДКА ГРУНТА понижение поверхности грунта в сооружениях. Различают осадку искусственно разрыхленного грунта в насыпях, происходящую от

  • ОСАДКА НАСЫПИ уменьшение ее высоты и изменение крутизны откосов вследствие уплотнения грунта и основания. Насыпь отсыпается с таким запас

  • ОСАДКА РЕССОРЫ уменьшение заводской высоты рессоры (пружины) и высоты ее под нагрузкой вследствие неудовлетворительной термической обраб

  • ОСАЖИВАНИЕ ПОЕЗДА движение поезда назад, применяемое при вынужденной его остановке на крутом подъеме и при невозможности вследствие этог

  • ОСВЕЩЕНИЕ ПАРОВОЗА производится как снаружи, так и внутри будки машиниста при помощи керосиновых фонарей или электр. прожекторными лампам

  • ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ КОТЛА техн. осмотр, производимый в установленные сроки с целью выяснения состояния парового котла и котельного помещ

  • ОСЕВАЯ ФОРМУЛА условное обозначение типа локомотива с указанием рода, числа и расположения его осей. Первая цифра формулы означает число п

  • ОСЕ-КИЛОМЕТР см. Вагоно-осе-километр.

  • ОСЛАБЛЕНИЕ БАНДАЖА уменьшение силы прижатия бандажа к ободу колесного центра. О. б. происходит вследствие несоблюдения установленных допу

  • ОСМОТР ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ производится систематически в установленные сроки для обеспечения бесперебойного и безопасного движени

  • ОСМОТР КОНТАКТНОЙ СЕТИ производится для детальной проверки состояния проводов, изоляторов, клемм и всех частей опорных конструкций конта

  • ОСМОТР ПАРОВОЗА обследование паровоза с целью своевременного выявления и устранения различных неисправностей в его частях. Различают О. п

  • ОСМОТР СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ проверка целости, правильности положения, плотности соединений и величины износа всех частей стрелочных пере

  • ОСМОТР ТОРМОЗОВ ПЕРИОДИЧЕСКИЙ осмотр и ремонт автотормозного оборудования паровозов и вагонов для обеспечения его исправного состояния

  • ОСМОТР УСТРОЙСТВ СЦБ систематический осмотр станционных и постовых устройств СЦБ, установленный ПТЭ и имеющий целью обеспечить бесперебо

  • ОСНОВАНИЕ ФУНДАМЕНТА поверхность, на к-рой возводится фундамент. Если последний сооружают непосредственно на грунте, на дне котлована, то

  • ОСТ сокращенное обозначение общесоюзного стандарта, обязательного к соблюдению в общесоюзном масштабе при производстве изделий, частей м

  • ОСТРЯК (в стрелке) отрезок рельса нормального или особого профиля длиной 4,5—7 м, специально остроганный на одном конце и прочно закрепленны

  • ОСЬ ВАГОННАЯ имеет наружные шейки вследствие расположения колес между рамами вагонов или вагонных тележек. На сети дорог СССР находится в

  • ОСЬ ИЗОЛИРОВАННАЯ применяется в съемных путевых вагончиках и дрезинах на линиях, оборудованных автоблокировкой и авторегулировкой, поско

  • ОСЬ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ответственная деталь подвижного состава, воспринимающая на себя через буксовые подшипники вес локомотива или вагона и з

  • ОСЬ МОСТА линия, соединяющая оси опор и пролетных строений. Проектная О. м.— линия, с к-рой должны совпадать действительные оси отдельных оп

  • ОСЬ ПАРОВОЗНАЯ в зависимости от назначения и расположения колесных пар м. б. ведущей, сцепной и поддерживающей (передней, или бегунковой, и

  • ОСЬ ПОЛОТНА воображаемая линия, проходящая точно по середине основной площадки земляного полотна. При изысканиях провешивают и закрепляю

  • ОСЬ ПУТИ воображаемая линия, проходящая по середине рельсовой колеи.

  • ОСЬ СТАНЦИИ линия, нанесенная на плане станции и обычно проходящая через середину пассаж. здания станции перпендикулярна направлению путе

  • ОТВАЛ наносы или отходы при камнедроблении или сортировке гравия, сваленные в стороне от разрабатываемого карьера. Место для О. выбирают с

  • ОТВЕРСТИЕ ИСКУССТВЕННОГО СООРУЖЕНИЯ расстояние между опорами моста. Для однопролетных мостов с вертикальными стенками опор О. и. с. являет

  • ОТВЕС нить с грузом на конце. При строительных работах О. пользуются во всех случаях, когда частям здания необходимо придать вертикальное п

  • ОТВОД ОСТРЯКА перемещение остряка, при к-ром он отодвигается от рамного рельса на величину "шага остряка", необходимую для свободного прохо

  • ОТВОД ПУТИ сопряжение участка пути, имеющего местные изменения продольного профиля с прилегающими участками нормального профиля, посредс