Морской словарь

  • Я— буквенное значение одного из флагов военно-морского свода сигналов. Флага "Я" в международном своде сигналов нет.

  • ЯВЛЕНИЕ ПРЕТОРИУСА— состоит в том, что при быстрой перекладке руля с борта на борт вследствие заноса кормы давление на руль увеличивается

  • ЯГРА(арх.) — 1. Выдающаяся в море и заливаемая во время прилива часть берега. 2. Песчаная отмель в устьях рек, покрываемая при приливе водою.

  • Ядерная бомбаавиационная бомба с ядерным зарядом, вид ядерных боеприпасов. Впервые ядерные бомбы с тротиловым эквивалентом около 20 тысяч

  • Ядерная метеорологияраздел военной метеорологии, связанный с изучением распространения в атмосфере радиоактивных примесей (аэрозолей и

  • Ядерная энергетическая установкасовокупность устройств для получения тепловой, электрической или механической энергии в ходе управляем

  • Ядерная энергиявнутренняя энергия атомного ядра, связанная с движением и взаимодействием образующих ядро нуклонов (нейтронов и протонов).

  • Ядерное оружиеоружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных

  • Ядерные боеприпасыбоеприпасы, содержащие ядерный заряд. К ним относятся ядерные боевые части ракет и торпед, ядерные бомбы, артиллерийски

  • Ядерные силысобирательное наименование частей, соединений и объединений, предназначенных для выполнения военных задач с применением яде

  • Ядерный взрывпроцесс быстрого освобождения ядерной энергии в ограниченном объеме. Ядерный взрыв отличается чрезвычайно высокой концентр

  • Ядерный зарядустройство, в котором осуществляется взрывной процесс освобождения ядерной энергии. Ядерный заряд входят в состав ядерных б

  • Ядерный реакторустройство для осуществления и поддержания управляемой цепной ядерной реакции, в результате которой происходит контролир

  • Ядерный ударпоражение объектов противника ядерными боеприпасами путем пуска ракет, торпед, бомбометания, стрельбы артиллерии, форма воен

  • ЯДРА КОНДЕНСАЦИИ— взвешенные в воздухе пылинки или какие-нибудь другие частички, на поверхности которых могут сгущаться и конденсировать

  • ЯДРА ПОВЫШЕННОГО ДАВЛЕНИЯ, или ВТОРИЧНЫЕ МАКСИМУМЫ— образуются в достаточно хорошо развитых отрогах. Облик погоды в этих ядрах имеет анти

  • ЯДРО(Shot) — сплошной снаряд весом не менее 400 г (1 фунт). В настоящее время ядро употребляется только при практических стрельбах.

  • ЯДРО СЕЧЕНИЯ— центрально расположенная часть площади сечения бруса, за которую не должны выходить силы, сжимающие брус, чтобы не вызвать в

  • ЯЗЫК(арх.) — подводный ледяной риф.

  • ЯКОРНАЯ БОЧКА— см. Бочка.

  • Якорная вахтаособый вид дежурства, назначаемый для поддержания установленной боевой готовности корабля и обеспечения его внешней безопа

  • ЯКОРНАЯ МАШИНКА— специальное приспособление, служащее для одновременной отдачи пертулиня и рустова. Якорная машинка.

  • Якорная минаморская мина, имеющая положительную плавучесть и удерживаемая на заданной глубине с помощью минрепа, соединяющего мину с лежа

  • ЯКОРНАЯ ПОДУШКА(Anchor lining) — выступ у борта судна, на котором якорь (не втягивающийся в клюз) лежит своей лапой, когда он убран.

  • ЯКОРНАЯ СКОБА(Joining shackle) — скоба, с помощью которой якорная цепь соединяется с якорем. Не путать этот термин с термином скоба якоря (см.). Яко

  • Якорная стоянкабухта (залив), укрытая от волны и ветра, с глубинами, позволяющими стать кораблю (судну) на якорь. Место якорной стоянки должн

  • ЯКОРНАЯ ЦЕПЬ(Anchor cable, anchor chain, chain cable) — цепи, служащие для соединения якоря с судном. Для становых якорей длина якорной цепи от 100 (184 м) до 150 са

  • "ЯКОРНАЯ ЦЕПЬ ПОЛЗЕТ"— так говорят, когда якорная цепь травится сама, но не очень быстро, а стопором Легофа и машинкой (подпалубным стопором

  • ЯКОРНАЯ ЦЕПЬ СУЧИТ— см. Сучить.

  • ЯКОРНОЕ МЕСТО(Anchoring place, anchorage) — см. Место.

  • ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО(Anchor gear) — судовое устройство, служащее для удержания судна на месте во время стоянки в стороне от берега. Оно состоит из

  • Якорные огнидля кораблей длиной менее 50 м - один белый огонь, видимый по горизонту на 360° на дальности не менее 2 миль (3,7 км), для кораблей дли

  • Якорный канатгибкая связь (цепь или трос) между якорем и корпусом корабля (судна), с помощью которой якорь отдается и затем поднимается из в

  • Якорный клюзстальная или чугунная труба, проложенная через палубу сквозь борта корабля в носовой части или через кормовую часть в диаметр

  • Якорный стопорприспособление для крепления якорей в клюзе. По конструкции подразделяются на цепные и винтовые. Крепление якоря в клюзе ос

  • ЯКОРЬ(Anchor) — приспособление для удержания судна на месте при стоянке на свободной воде. Вес Я. находится в определенной зависимости от вели

  • ЯКОРЬ АДМИРАЛТЕЙСКИЙ(Common anchor, anchor of the Admiralty, pattern, stock anchor) — состоит из следующих основных частей: основного прямого бруса, называемого вере

  • ЯКОРЬ БОЛДТА— патентованный двухлапый якорь, применяемый на морских судах. Якорь Болдта.

  • ЯКОРЬ ГАУКИНСА— первый бесштоковый якорь с поворотными лапами, предложенный Гаукинсом в 1852 г.

  • ЯКОРЬ ДЕННА(Denni\'s anchor) — употребляется в американском флоте. Веретено его упирается утолщенным концом в лапы, вследствие чего надежность як

  • ЯКОРЬ ИНГЛЕФИЛЬДА(Inglefield\'s anchor) — употребляется в германском флоте в качестве станового якоря и как верп. Он состоит из следующих частей: ве

  • "Якорь к отдаче изготовить"команда, по которой назначенный по расписанию личный состав готовит корабль к постановке на якорь.

  • Якорь ледовый однолапный якорь массой 100-300 кг для зацепления за край щели или лунки, вырубленной во льду.

  • ЯКОРЬ МАРРЕЛЯ(Marrel\'s anchor) — употребляется во французском флоте. По своей конструкции очень похож на якорь Инглефильда. Лапы Я. М. выделаны ка

  • ЯКОРЬ МАРТИНА(Martin\'s anchor) — делается всегда со штоком; веретено четырехгранное, имеющее вверху отверстие для болта скобы якоря, а внизу утол

  • Якорь миныустройство, служащее для удержания мины на месте после ее постановки, имеет раз личные формы. В некоторых якорях мин расположены

  • ЯКОРЬ МИЧЕЛЬСА— см. Якоря мертвые. Якорь Мичельса.

  • Якорь плавучийякорь для уменьшения сноса под действием ветра. Представляет собой парусиновый конус или парус, раскрепленный на длинном др

  • ЯКОРЬ ПОДПУСКНОЙ(речн.) — левый становой якорь.

  • ЯКОРЬ ПОРТЕРА— впоследствии усовершенствованный Тротманом, сохранил фамилию последнего. Якорь Портера. Обыкновенно он называется якоре

  • ЯКОРЬ РОДЖЕРСА— якорь адмиралтейского типа; рога у него очень толстые, лапы маленькие и заострены к носкам; шток сделан из полосового желе

  • ЯКОРЬ РЫСКОВОЙ— четырехрогий адмиралтейский якорь.

  • ЯКОРЬ САЙКСА(Sykes\' anchor) — применяется по преимуществу в английском флоте. В этом якоре болт, который служит для соединения лап с веретеном, з

  • ЯКОРЬ СЕГМЕНТОВИДНЫЙ— см. Якоря мертвые.

  • ЯКОРЬ СМИТА, ЯКОРЬ ВЕСТЕНЕЙ-СМИТА(Wasteneys-Smith\'s stockless anchor) — употребляется в английском флоте. Якорь Смита без штока. Особенность его заключает

  • ЯКОРЬ СТАНОВОЙ(Bower anchor) — 1. Якорь, на который судно обычно становится. Вес Я. С. определяется по следующей приближенной формуле: G = CD2/3 где: G

  • ЯКОРЬ ТАЙЗАКА(Tyzack\'s anchor) — существенно отличается от всех существующих типов якорей тем, что имеет четыре лапы. Две лапы (средние) служат дл

  • ЯКОРЬ ТРОТМАНА, точнее якорь ПОРТЕРА-ТРОТМАНА— имеет шток из кованой стали, вставляемый в веретено, как у адмиралтейского якоря. Лапы выде

  • ЯКОРЬ ФЕЛЛОУ— характерен шариками, находящимися между трущимися частями веретена и лап. Этот якорь не привился из-за дороговизны и сложно

  • ЯКОРЬ ФИАТ— такой же, как адмиралтейский, но со штоком и складными лапами. Хранить такой якорь очень удобно, но готовить и убирать его гораз

  • ЯКОРЬ ХОЛЛА(Hall\'s anchor) — наиболее употребителен в настоящее время. На всех наших новых кораблях якорь Холла употребляется без штока, на боле

  • ЯКОРЬ ЦЮБЛИНА(Zublin\'s anchor) — якорь с лопатообразными приливами, служащими для поворота лап.

  • ЯКОРЬ (электрич.)(Armature) — та часть электрической машины, в которой возбуждается электрическое напряжение благодаря вращению в магнитном по

  • ЯКОРЯ БЕЗ ШТОКА— якоря, обычно патентованные, не имеющие штока. Они легче убираются, ибо втягиваются целиком в клюз. Якорь Холла, втянутый

  • ЯКОРЯ МЕРТВЫЕ(Mooring anchors) — якоря различных систем, употребляющиеся для установки бочек, бриделей, плавучих маяков и т. п. Наиболее употребит

  • ЯКОРЯ ПЛАВУЧИЕ(Sea anchors, drift anchors, floating anchors) — приспособления, которые подобно прежним деревянным лагам представляют большое сопротивление в

  • ЯКОРЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ПОДВОДНЫЕ— специальные якоря, применяющиеся для стоянки подводных лодок под водой. Среди различных видов таких яко

  • ЯКУШИ— под этим названием на Волге известны плотники (из деревни Якуши Горьковской области), занимающиеся в деревянном судостроении отдел

  • ЯЛ(Yawl) — короткая и широкая шлюпка с полными обводами. Бывают от 2- до 8-весельных. Называются по числу весел. Полное название — восьмивесель

  • Ялботкороткая широкая шлюпка с полными обводами и транцевым кормовым срезом. По числу весел разделяются на шести (шестерка), четырех (четве

  • ЯЛИК(Skiff) — небольшая шлюпка, имеющая пару или две пары весел и служащая для перевоза людей через реку или небольшие закрытые водные простр

  • ЯМА УГОЛЬНАЯ(Coal bunker) — специальное помещение на судне, в котором хранятся запасы каменного угля для котлов. У основания переборок угольных

  • ЯНКИ-ХАШШ— матросское блюдо, представляющее собой толченый картофель с мелко изрубленной солониной.

  • ЯПОНСКАЯ МОРСКАЯ КОРПОРАЦИЯ— см. Классификационные общества.

  • ЯПОНСКИЕ ВАРКИ— однопалубные суда, похожие на джонки, длиною в 24,4—27,4 м (80—90 фут.); имеют одну мачту с одним четырехугольным парусом и двумя

  • ЯПОНСКОЕ ТЕЧЕНИЕ, или КУРОСИВО(синее течение) — образуется из Северного экваториального течения Тихого океана, которое, повернув к N вслед

  • ЯРД(Yard) — мера длины, принятая на английском флоте. Ярд = 3 фут. Выражая в ярдах дистанции при использовании оружия и считая в морской миле 2027

  • ЯРКОСТЬ источника света— количество световой энергии, испускаемой 1 см2 источника света; выражается в свечах на 1 см2. Я. сильно падает в зав

  • ЯРОВОДЬЕ(арх.) — 1. Сильный разлив реки, поем после ледохода. 2. Сильный морской прилив, который совпадает с высокою водою Сев. Двины.

  • ЯР (речн.)— невысокий, обрывистый, пойменный берег различной высоты, состоящий из рыхлых наносов, расположенных слоями, легко размывающихс

  • ЯР (сев.)— крутой песчаный берег.

  • ЯРУС(сев.) — рыболовная снасть. Представляет собою очень длинный тонкий (ок. 2—2,5 см в окружности) линь, составленный из ряда стоянок, в котор

  • ЯРУСНАЯ СЕТЬ— применяется для лова донных и придонных пород рыб. Очень распространена в рыбном промысле. Служит главным образом для лова с

  • ЯРУСНЫЕ ЛЕБЕДКИ— лебедки с двумя шкивами, расположенными в одной, обычно вертикальной, реже горизонтальной плоскости, в непосредственной

  • ЯРЬ(волж.) — речной и морской ил, перетирающий сети и снасти.

  • ЯРЬ-МЕДЯНКА— см. Зеленые краски.

  • ЯСЕНЬ— крепкое, гибкое и удобное для обработки дерево; широко применяется в судостроении, особенно мелком.

  • ЯСНЕЦ(арх.) — чистый, прозрачный синеватый лед без примеси снега.

  • "ЯСНО ВИЖУ"— так иногда называют ответный вымпел (см.).

  • ЯСОН— см. Условие Ясона.

  • ЯХТА(Yacht) — точно установить значение этого термина не представляется возможным, т. к. Я. называют самые разнообразные суда, начиная от полу

  • ЯХТА-ГАЛЕОС— небольшое парусное судно, имеющее большую и малую мачту (грот и бизань).

  • ЯХТ-КЛУБ(Yacht-club) — физкультурная организация, культивирующая виды водного спорта (парусный спорт, моторный и гребной).

  • ЯХТСМЕН(Yachtsman) — владелец яхты; любитель яхтенного и вообще парусного спорта.

  • ЯЩИКИ ВОЗДУШНЫЕ— см. Воздушные ящики.

  • ЯЩИК КАНАТНЫЙ(Chain locker) — I помещение, в котором хранится на судне якорный канат (старое название якорной цепи).

  • ЯЩИК СИГНАЛЬНЫЙ(Signal locker) — см. Сигнальные шкафы.

  • ЯЩИК УГОЛЬНЫЙ(Coal bunker) — помещение на судне для хранения запасов каменного угля; угольная яма; бункер.

  • ЯЩИК ЦЕПНОЙ(Chain locker) — отделение в носовой части судна, в котором помещается якорная цепь.