Морской словарь

  • ЖАБРЫ ШТУММЕЛЯ(Gills) — пустотелые придатки по обеим сторонам лодки гидросамолета на уровне ватерлинии, имеющие форму крыла и служащие для д

  • ЖАЛОБА— заявление военнослужащего о незаконных или несправедливых в отношении его действиях и распоряжениях начальства, о неудостоении

  • ЖАР(сев.) — выражение, означающее протекание какого-либо явления с наибольшей силой, напр. "вода идет в самый жар".

  • ЖАРКИ(волж.) — обширные и глубокие низменности в виде высыхающих болот, сохраняющих явные признаки бывших здесь некогда озер.

  • ЖАРОВНЯ— сковорода из листового железа, дно которой имеет многочисленные сквозные отверстия; применяется для сжигания на ней углей при пр

  • ЖАРУХА(арх.) — самое сильное течение воды во время прилива и отлива.

  • ЖВАЧКА— комок пакли, обернутой в ветошь. Употребляется для подновления наружной окраски корпуса судна путем втирания краски. Для этого Ж.

  • ЖГУТ— слабо скрученная в форме веревки просмоленная пакля; идет на закладку в пазы при пробойке. Ж. называется также скрученная из отдельн

  • ЖЕЛЕЗНЫЕ ВОРОТА(арх.) — узкий пролив между островом и материком или между двумя островами, весьма глубокий и расположенный так, что в нем во

  • ЖЕЛЕЗНЫЕ СУДА(Iron Ships) — см. Стальные суда.

  • ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ СУДА(Ferroconcrete ships) — суда, построенные из железобетона. Ж.-Б. С. строятся дешевле стальных судов, так как не требуют сложного об

  • ЖЕЛЕЗО БОРОДАВОЧНОЕ— листовое железо, имеющее маленькие круглые возвышения на всей поверхности. Применение то же, что и для рифленого жел

  • ЖЕЛЕЗО МЯГКОЕ— железо, остающееся намагниченным только до тех пор, пока оно подвержено действию магнитной силы.

  • ЖЕЛЕЗО-НИКЕЛЕВЫЙ АККУМУЛЯТОР— щелочной аккумулятор, у которого положительным электродом служит водная окись никеля с добавкой 20 % графит

  • ЖЕЛЕЗО РИФЛЕНОЕ, или ВАФЕЛЬНОЕ— листовое железо, толщина которого колеблется от 1,5 до 5 мм; имеет с одной стороны возвышающиеся полоски, скр

  • ЖЕЛЕЗО СУДОСТРОИТЕЛЬНОЕ— сорта железа, применявшегося для целей судостроения. В настоящее время надо считать железные суда почти полност

  • ЖЕЛЕЗО ТВЕРДОЕ— железо, которое, приобретая магнетизм, сохраняет его по прекращении действия магнитной силы.

  • ЖЕЛТЫЕ КРАСКИ(Yellow colours) — 1. Желтый крон — хромосвинцовая соль. Желтая хромовая краска содержит примеси гипса, баритов, имеет блестящий желт

  • ЖЕСТКИЙ БАРАБАН— жесткое и устойчивое основание под катками башни, через которое происходит передача усилий, возникающих при стрельбе из

  • ЖЕСТКИЙ КОРПУС— см. Прочный корпус

  • ЖЕСТКОСТЬ(Stiffness) — сопротивляемость сооружений, механизмов и их отдельных частей деформациям, возникающим в них под действием внешних сил

  • ЖЕСТКОСТЬ ВОДЫ(Stiffness of Water) — свойство воды, обусловливаемое содержанием растворенных в ней солей щелочноземельных металлов, гл. обр. кальц

  • ЖЕСТЬ(Tin) — тонкий листовой металл. Черная жесть (Black sheet-iron) — тонкое листовое железо. Белая жесть (Tin-plate) — тонкое луженое листовое железо.

  • ЖЕТЕ— параллельные молы (обычно в небольших рыбачьих портах при наличии приливов).

  • Ж (Живете)— буквенное значение одного из флагов военно-морского и международного сводов сигналов. Флаг "Ж" по международному своду сигнало

  • ЖИВАЯ СИЛА(Impact dynamic pressure) — см. Кинетическая энергия.

  • ЖИВЕТЕ— см. Ж.

  • ЖИВИЦА— см. Терпентин.

  • ЖИВРИ— см. Поправка Живри.

  • Живучесть артиллерийского стволаспособность ствола выдерживать определенное количество выстрелов без ухудшения его баллистических хар

  • ЖИВУЧЕСТЬ КОРАБЛЯ— способность корабля продолжать бой, имея повреждения в различных жизненных частях. Борьба за живучесть представляет с

  • ЖИВУЧЕСТЬ МИННОГО ЗАГРАЖДЕНИЯ— способность его противостоять тральным средствам (вытраливанию).

  • Живучесть оружия и технических средствспособность оружия и технических средств сохранять при боевых и эксплуатационных повреждениях спо

  • Жидкие грузыжидкое топливо, масло, вода, находящиеся на судне как в качестве основных перевозимых материалов, так и используемые для обесп

  • "ЖИДКИЙ ГРУНТ"— слой воды, температура которого резко отличается в меньшую сторону от температуры выше- и нижележащего слоев (слой темпера

  • ЖИДКИЙ ПЕСОК(волж.) — переносный подвижный песок на дне реки.

  • ЖИДКОЕ СТЕКЛО(Water glass) — см. Растворимое стекло.

  • ЖИДКОЕ ТОПЛИВО— см. Топливо.

  • Жидкостного тушения системапожаротушения система, использующая в качестве огнегасительного агента специальную жидкость, которая при вып

  • ЖИЗНЕННЫЕ ЧАСТИ КОРАБЛЯ(Vitals) — те элементы его, уничтожение или повреждение которых приносит существенный ущерб кораблю как боевому орган

  • Жизнеобеспечения системыкорабельные системы для создания комфортных условий личному составу (экипажу, пассажирам) судна. По назначению п

  • Жизнеобеспечения системы подводных лодоксовокупность систем, обеспечивающих жизнедеятельность личного состава подводных лодок в период

  • ЖИЛАЯ ПАЛУБА(Berth-deck, mess-deck) — см. Палуба жилая.

  • Жилет спасательныйиндивидуальное спасательное средство, изготовленное из прорезиненной ткани и имеющее две изолированные воздушных кам

  • ЖИЛО(сев.) — жилье, селение.

  • Жилые помещения на кораблепомещения для размещения экипажа корабля в свободное от несения вахты время, а также воинских команд (например,

  • ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ судна(Accomodation) — помещения, специально оборудованные и предназначенные для жилья экипажа корабля и пассажиров. Обычно к Ж.

  • ЖИРИРОВАНИЕ— см. Индоссирование.

  • ЖИРОКЛИНОМЕТРавиагоризонт (Gyro level) — прибор для определения угла наклона продольной и поперечной оси самолета. Применяется для вождения с

  • ЖИРОКОМПАС, ГИРОКОМПАС(Gyro-compass) — см. Компас.

  • ЖИРОРЕКТОР— усовершенствованный жироклинометр.

  • ЖИРОСКОП(Gyroscope) — см. Гироскоп.

  • ЖИРОСКОП ШЛИКА— жироскопический прибор, служащий для умерения размахов боковой качки судов. Предложен германским инженером О. Шликом.

  • ЖИТЬ(арх.) — море, река живут — свободны ото льдов, не скованы льдом.

  • ЖМУЧ(арх.) — сырая погода зимою.

  • ЖОЛОВ(бел.) — фарватер реки.

  • ЖУРНАЛ АККУМУЛЯТОРНЫЙ— книга для систематической записи контрольных измерений по аккумуляторной батарее, результатов ее осмотра, неиспр

  • Журнал боевых действийотчетно-информационный документ, в котором ежедневно отражаются подготовка и ход боевых действий. Ведется в части,

  • ЖУРНАЛ БОРТОВОЙ— специальный бланк для записи (до и во время выполнения маршрутного полета) результатов навигационных расчетов и данных р

  • ЖУРНАЛ ВАХТЕННЫЙ(Log-book) — книга, ведущаяся на всех кораблях РКВМФ, в которую записываются поденно, из вахты в вахту, в хронологическом поряд

  • ЖУРНАЛ ВЕСОВОЙ— особый журнал, ведущийся под наблюдением специального лица во все время постройки судна. В него заносится вес каждого пре

  • ЖУРНАЛ ВЫГРУЗОЧНЫЙ(Landing book) — ведется в английских портах доком или пристанью при разгрузке судов.

  • ЖУРНАЛ ДЛЯ ЗАПИСИ ТЕМПЕРАТУРЫ ПОГРЕБОВ— журнал, служащий для записи температуры в корабельных погребах с боезапасом, измеряемой нескольк

  • ЖУРНАЛ КОМПАСНЫЙ— журнал, ведущийся на судах флота и служащий для записи данных об установках компасов, их снабжении, а также величин коэф

  • ЖУРНАЛ МАШИННЫЙ— книга, ведущаяся на гражданских судах, в которую заносится расход топлива, смазочных и обтирочных материалов, а равно вре

  • ЖУРНАЛ НАВИГАЦИОННЫЙ— особый журнал, ведущийся во время походов на всех кораблях РКВМФ. В Ж. Н. вносятся все данные, касающиеся кораблевожд

  • ЖУРНАЛ СЛИЧЕНИЯ ХРОНОМЕТРОВ— особый журнал, в который вписываются одновременные показания хронометров и часов. Разность этих показаний н

  • ЖУРНАЛ ХРОНОМЕТРИЧЕСКИЙ— особый журнал, предназначенный для вывода вероятных поправок сличительных часов на каждый день и определения х

  • ЖУРНАЛ ШКАНЕЧНЫЙ(Ship\'s log, log book) — книга, ведущаяся на гражданских судах; в нее заносятся в хронологической последовательности все события, и