Энциклопедия средневекового оружия » Что такое «Шпага»?

Значение слова, определение и толкование термина

Шпага

Shpaga

Шпага, собственно говоря, лишь разновидность меча, отличающаяся от него более узким клинком, рассчитанным скорее на укол, чем на рубящий удар. Название шпага (нем. Degen), как у глефы и других видов оружия, перенесено с другого колющего оружия, которое с течением времени получило иное наименование. Уже с XII века в Германии под названием «degen» появляется длинный кинжал, который носили дворяне. И сегодня кинжал по-французски называют «dague», по-итальянски и по-испански «daga». Ни в одном из западных языков, кроме немецкого, для этого вида оружия, особой формы колющей шпаги (исключая французское estoc — длинная шпага и итальянское stocco — кинжал), не существует особого термина, и его повсюду называют мечом. Поэтому остается предположить, что немцы, воспринявшие это оружие только в начале XVI века из Испании, переняли вместе с ним и провинциальное слово «dagon», что значит «длинный кинжал».


Действительно, клинки первых шпаг были не очень длинными, и часто трудно было сказать, что считать длинным кинжалом, а что уже мечом. Хотя шпага и появилась в Германии благодаря придворным Карла V и Фердинанда I, место возникновения этого вида холодного оружия надо искать в стране, где зародилось искусство фехтования, — в Италии, ибо никакое другое оружие по удобству владения им не сравнится со шпагой. По этой же причине и защите руки у шпаги уделено гораздо бóльшее внимание, чем у меча. Испания, Италия, а позднее Голландия и Франция в XVI и XVII столетиях соперничали в конструировании столь же сложных, сколь изысканных приспособлений для наиболее полной защиты руки. Первые эфесы в XV столетии имели простые гарды с длинными, прямыми крестовинами, вначале с одним наружным защитным кольцом, а позже с двумя, по обе стороны клинка. Затем к ним добавили дужки и нижние защитные кольца (фр. pas d'âne), которые выступали далеко вниз, чтобы обеспечить лучшую защиту руки при парировании удара. С такими конструкциями связаны гарды из дужек наподобие «корзины», часто имеющие причудливые формы. Только с середины XVI столетия и поначалу только у итальянских придворных шпаг появились пальцевые дужки, а вместе с ними так называемые колющие листки, односторонние, а чаще двусторонние, которые были более распространены в Италии. Во всех этих формах, порой очень отличающихся друг от друга, мастер-оружейник демонстрировал тщательный учет возможных случайностей поединка.
Формы эфесов шпаг XVI и XVII столетий так разнообразны, к тому же некоторые так сложны, что стоит привести наиболее часто встречающиеся названия и названия отдельных частей:
1. Шпага с простой крестовиной.
2. Шпага с защитными дужками в виде двух изогнутых ветвей, направленных вниз, к клинку (переход к защитным кольцам).
3. Шпага с одно- или двусторонним верхним защитным кольцом, расположенным с внешней стороны или по обе стороны от пятки клинка. Кольцо предназначалось для того, чтобы перевести удар на крестовину.
4. Шпага с одно- или двусторонним средним защитным кольцом, образованным за счет соединения ветвей верхнего защитного кольца с изогнутой дужкой. Назначение его — парировать удар на достаточном удалении от руки (рис. 313).
5. Шпага с одно- или двусторонним средним и нижним защитными кольцами, одно защитное кольцо перед другим (редко встречающаяся форма).
6. Шпага с пальцевой дужкой.
7. Шпага с пальцевой дужкой и соединяющими ветвями (переход к «корзине»).
8. Шпага с защитными кольцами и соединительными дужками, «S»-образно изогнутая ветвь, обычно лишь с внешней стороны, косо опускающаяся от дужки к защитному кольцу.
9. Шпага с гардой, имеющей один или два защитных крюка — выступа, которые несколько отгибаются наверх и вперед от крестовины или защитных дужек и служат для защиты сгиба пальцев. Эта форма родилась в Милане (рис. 314, 315).
10. Шпага с раковиной, прикрепленной к верхнему защитному кольцу (простейшая мера для защиты от укола, рис. 316).
11. Шпага с колющим листком в нижнем защитном кольце. Обычно это ажурный железный щиток овальной формы, который крепится на нижней части кольца и отгибается наверх. Его назначение — остановить укол на достаточном удалении от руки.
12. Шпага с одно- или двусторонней (полной) гардой. Гарда из дужек, ажурная из железа или проволочная. Круглые, тарелкообразные гарды отличают от дисковых (нем. Scheibenkorb) и изогнутых.
Если теперь учесть всевозможные комбинации этих приспособлений, то лишь по приведенной здесь краткой схеме можно получить бесчисленные варианты форм эфесов.


[Шпага. Фото 1]
Рис. 313. Шпага, эфес из резной стали, частично позолочен и инкрустирован; он имеет крестовину, верхнее защитное кольцо, среднее защитное кольцо и изогнутую пальцевую дужку. Императорский Царскосельский арсенал.
Рис. 314. Шпага Карла V, эфес из резной стали с инкрустацией золотом имеет изогнутую крестовину, переходящую в пальцевую дужку, защитную дужку и один защитный крюк; плоский клинок отделан в технике высокого травления, на нем нанесен календарь 1530 г., а также надпись: «CAROLUS ROMANORUM SEMPER ULTRA. 1530. AMBROSIO GEMLICH DE MONACO ETC.» («Карл Римский — всегда вперед. 1530. (Амброзиус Гемлих из Мюнхена и т. д.»).


В начале XV века шпага появилась впервые при дворе испанских и некоторых итальянских князей, где она вообще заменила кинжал. Много позже, в XVI столетии, в виде палаша она вошла в экипировку легких испанских и итальянских кавалерийских формирований. Здесь ее клинок зачастую имел преувеличенную длину.
Если клинок шпаги однолезвийный и лишь на конце обоюдоострый, его называют рубящим клинком (нем. Haudegenklinge), а если он двух-, трех- или четырехгранный — колющим (нем. Stoßdegenklinge). В одном из вызовов Ханса фон Дегенфельда (1464) появляется название «pratspieß»; при этом, собственно, имеется в виду не шпага, а «меч-протыкатель»; из которого потом развился кончар.


[Шпага. Фото 2]
Рис. 315. Шпага. Эфес из резного железа, богато позолочен, имеет изогнутую крестовину, переходящую в пальцевую дужку, защитные дужки и два защитных крюка. Италия. Вторая пол. XVI в. Королевский Исторический музей в Дрездене.
Рис. 316. Шпага, эфес из резного железа, имеет колющий листок в защитном кольце и два защитных крюка. Италия. Вторая пол. XVI в. Королевский Исторический музей в Дрездене.


Шпаги с более широкими обоюдоострыми клинками иногда, хотя и не совсем точно, называют палашами. Очень узкие, похожие на шило клинки, мало или даже вовсе не упругие, называли колющими клинками (Stecherklinge); очень гибкие, особенно те, на которые устанавливали широкие чашевидные гарды, — рапирными. Итальянцы вначале называли такие колющие шпаги, у которых были совершенно негнущиеся клинки, словом stocco, в противоположность гибким клинкам, которые они называли puma (пружина). Смысловое содержание последнего названия перешло и в немецкий язык, где профессиональных дуэлянтов стали называть Federfechter (пружинный боец). В более позднее время значение итальянского слова stocco и французского estoc расширилось, оно распространилось на все разновидности шпаги. После 1560 года ношение шпаги становится обычным в пехоте. Вскоре во всей южной Европе шпага становится оружием придворных, а также неразлучной спутницей всех рыцарей удачи, искателей приключений и забияк. В этой сфере она приобретает характерную форму дуэльной шпаги (нем. Raufdegen) с короткой рукоятью, ажурной железной гардой в форме чаши и крестовиной. Подобные шпаги в большом числе делали в Севилье и Брешиа (рис. 317). При этом во время фехтования пользовались еще так называемым парирующим кинжалом для левой руки — дагой. Его держали в левой руке и использовали главным образом для парирования выпада противника.89) Такой кинжал мы опишем в соответствующем месте. В Испании дуэльная шпага преобразовалась в так называемую шпагу матадора, используемую только на арене для боя быков. В этом народном развлечении она служит и поныне с длинным, негнущимся колющим клинком, короткой рукоятью, длинной крестовиной и защитной дужкой, обвитой красной материей.


[Шпага. Фото 3]
Рис. 317. Фехтовальная шпага. Эфес из резного и ажурного железа имеет длинную крестовину, защитную дужку и полную (чашеобразную) корзину. Италия. XVII в.


Несмотря на эти особые виды практического применения, шпага в конце концов стала принадлежностью придворного туалета и постепенно в этом качестве потеряла свое значение как оружие. Она стала атрибутом достоинства, отличительным знаком высшего сословия. Став предметом украшения, она должна оцениваться только с точки зрения истории искусства.
У шпаг XVI века, с выступающими вниз защитными кольцами (рис. 318) пятка клинка имела такую длину, что доходила до нижнего защитного кольца. Эту видимую часть клинка, как уже упоминалось в разделе «Меч», использовали для выбивания на ней клейма мастера и знака официальной приемки. Именно с пятки клинка надо начинать исследование шпаги с точки зрения ее происхождения. В те времена лучшие клинки делали в Толедо, Севилье, Милане, Серравалле, Брешии и Золингене. Образцы официальных клейм, а также самые известные клейма мастеров представлены в конце этой книги. Чем меньше сечение клинка, тем большая тщательность требуется при его изготовлении. В этом отношении вначале особенно славились клинки из Толедо. Для демонстрации непревзойденной гибкости клинков их поставляли в продажу согнутыми в кольцо. Но в конце столетия мастера из Беллуно и Брешии догнали и даже отчасти опередили своих соперников в отношении качества клинков. Теперь уже они изготовляли совершенные клинки, при этом такие сказочно легкие, будто они сделаны из дерева. Известные оружейники Феррара из Беллуно после 1560 года также поставляли клинки в согнутом виде.


[Шпага. Фото 4]
Рис. 318. Шпага. Эфес из резного железа, частично позолочен; имеет прямую крестовину, пальцевую дужку, вырастающую из верхнего защитного кольца, среднее и нижнее защитные кольца (фр. pas d'âne).


Стали знаменитыми клинки шпаг со скважинами для яда, изготовлением которых вначале мавры, а позже испанцы демонстрировали свое невероятное мастерство в ковке железа. Как известно, еще в XI столетии обнаружилась явная тенденция облегчить клинок, проделывая в нем отверстия.90) Теперь же это искусство развивалось с виртуозностью, вызывающей удивление. Клинки делали с глубокими долами и высокими острыми ребрами, при этом не только ребра, но и долы пробивали множеством отверстий, так что клинок на просвет казался прозрачным. Мастера из Милана и Брешии быстро переняли у испанцев и эти искусные приемы. После 1560 года они также делали высокохудожественные клинки со скважинами для яда. В такой технике часто изготовляли и клинки кинжалов. Уже на самых старых клинках шпаг, чаще всего в кровостоках, встречаются имена мастеров, написанные на латыни и выбитые очень своеобразным готическим шрифтом. Неспециалисту часто трудно или даже невозможно было их прочесть, тем более что нередко встречались перестановки букв. Декоративные завершения таких надписей на клинках, обычно в виде фигуры, похожей на якорь, часто, но ошибочно принимают за клеймо мастера. Рядом с именем мастера помещали и изречения вроде: IN·DIO·SPERAVI (уповаю на Бога), VIVE·LE·ROY (да здравствует король) и т. п. На более поздних французских клинках XVII века часто встречались надписи в духе эпохи. Например: «Без повода меня не вынимай, не отстояв чести, не вкладывай» и т. д.
Шпага как парадное оружие всегда была излюбленным предметом для художественного украшения. Сохранились образцы самых высоких достижений в этом виде прикладного искусства.
Среди художников и мастеров, создававших эскизы шпаг, были такие известные, как Ганс Милих, Полидоро да Караваджо или Пьер Вёйрио из Лотарингии, создавший в 1555 году серию гравюр на меди.
Прекрасно декорированные эфесы шпаг с ажурной резьбой, отделанные эмалью и таушированные, поставляла Испания, но самые лучшие — Милан и Флоренция.
Еще в конце XVII столетия появлялись парадные шпаги высокохудожественного исполнения с эфесами ажурной резной работы (рис. 319, 320). К тому времени, однако, сформировался шаблон, который, начиная с Франции, распространился затем во всех странах. Этот новый вариант достаточно прост: рукоять из литой латуни с овальными щитком и пальцевой дужкой.


[Шпага. Фото 5]
Рис. 319. Парадная шпага. Рукоять из горного хрусталя; оправа из золоченого серебра, украшена драгоценными камнями. XVII в.
Рис. 320. Парадная шпага. Использовалась также в качестве декоративного оружия на охоте. Рукоять инкрустирована перламутром; оправа из золоченой бронзы; на клинке тонкое травление. Франция. XVII в.


В XVIII столетии, полном стремления к изящному, появляются придворные шпаги из полированной блестящей стали. Простую огранку без особенных художественных достоинств, относительно красивую, делали в Париже. В такой форме, а также в виде тускло-синей траурной шпаги (нем. Trauerdegen), этот вид оружия себя изживает.
Подобно мечу, шпагу в XVI веке носили на поясе, на узком ремне, с правой стороны которого на кольце крепилась так называемая лопасть треугольной формы из набора ремней и пряжек, в который вкладывали оружие. Дополнительным узким ремешком лопасть крепилась к поясу спереди, так что шпага висела в косом положении (рис. 321). Только в XVII веке появились перевязи, которые носили надетыми через правое плечо. Оружие первоначально вкладывали в точно такую же лопасть, прикрепленную к широкому ремню перевязи.


[Шпага. Фото 6]
Рис. 321. Подвеска шпаги. Пояс с лопастью из расшитого бархата и накладками из позолоченного железа. Конец XVI в. Королевский Исторический музей в Дрездене.
Шпага никогда не была распространена на Востоке. Из старого «меча-протыкателя» XIV и XV столетий, который был предназначен для пробивания плетения кольчуги, развился кончар и облегченный колющий меч кончар с шилообразным, но очень длинным клинком. Его в известной мере можно считать предшественником шпаги, которая, впрочем, намного легче. Самостоятельно развивался восточный кончар (рис. 322), который отличался главным образом своим оформлением, но имел то же назначение.


[Шпага. Фото 7]
Рис. 322. Восточный кончар. Рукоять в оправе из золоченой латуни, отделана нефритом. Императорский Царскосельский арсенал.


Восточный кончар, встречавшийся у арабов, персов и турок вплоть до XVII века, всегда был частью снаряжения всадника и крепился за левым крылом седла. Кроме того, всадник имел саблю.


Примечания


89) За неимением парирующего кинжала испанец на поединке мог также обернуть левую руку плащом и защищаться им (прим. авт.).
90) Считается, что назначение этих отверстий — удерживать и сохранять действенность ядовитого вещества, в которое был погружен клинок. Это утверждение, по крайней мере в военном отношении, ничем не доказано. Большинство рассказов об отравленных клинках принадлежит к области романтики (прим. авт.).

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • [metal state] — электронное строение металлов, для которых характерны высокие электро и теплопроводность, уменьшается с повышением температуры

  • Скорость высыхания, скорость закрепления (краски).